Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Методическая копилка "Семейно-гендерное воспитание"

Дата: 23 января 2022 в 22:27, Обновлено 28 ноября 2024 в 21:29

Классный час на тему "Девочки и мальчики"

Цели:

1.      Воспитывать в мальчиках мужественность, самостоятельность, уважение к девочке, женщине;

2.      Учить взаимопониманию, формировать соответствующее половое самосознание “Я мужчина”;

3.      Пробудить желание у мальчиков воспитывать в себе лучшие качества;

4.      Учить тому, что и мальчики, и девочки должны быть хорошими друзьями, уважать друг друга; показать какие хорошие черты должны воспитывать у себя девочки.

1.      Организационный момент

“Из чего наш мир состоит, из дубка, что в поле стоит,

Из высоких гор с сединой, и ещё, и ещё из тебя со мной.

Из мальчиков и девочек, из книжек и затей,

А главное, а главное, из взрослых и детей”

2.      Сообщение темы классного часа.

С этой замечательной песни мы начинаем классный час. Сегодня мы с вами поговорим о взрослых и детях, о мальчиках и о девочках, о том какими бы мы хотели видеть и мальчиков, и девочек, о том какие они в нашем классе. Но, сначала - посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пусть на протяжении всего занятия в классе будет доброта, спокойствие и радость.

3.      Беседа «О мальчиках”

- Ребята, скажите с кем у вас ассоциируются понятия сила, мужественность, решительность?

- Конечно с мужчинами - нашими защитниками!

- Перед вами картина, как она называется? - (Богатыри)

- Кто такие богатыри?

- Какими их изобразил художник?

- Во все времена на Руси жили богатыри, готовые прийти на помощь, защитить.

И так сложилось, что образ мужчины олицетворял собой силу, мужественность, ум, благородство. Так много на свете дел, которыми занимаются мужчины. Какие вы знаете профессии, где не обойтись без мужской помощи?

- Да, настоящие мужчины строят, водят корабли и самолёты, совершают научные открытия, служат в армии, защищая свою Родину, занимаются бизнесом. Вообще, деловые они люди - настоящие мужчины.

- Послушаем стихотворение, которое посвящено мальчикам и называется                       «Деловой человек».

                      «Деловой человек»

Когда звенит будильник, он вскакивает вмиг:

Сегодня понедельник, вам в школу, ученик.

Он делает зарядку и моется по грудь.

В портфеле всё в порядке, позавтракал - и в путь.

Смотрит мама на сына! Аккуратно одет

- Настоящий мужчина - деловой человек.

Приходит точно к сроку, хоть проверяй часы.

Готов всегда к уроку - всё знает, что спроси.

Хорош в любой работе, послушно всё ему,

А коль попросит кто- то, поможет он тому.

Смотрит мама на сына: Начинает свой век

 Настоящий мужчина - деловой человек.

                                           Богуславская Н.Е

- Почему мама считает, что сын растёт настоящим мужчиной, деловым человеком?

- Как она относится к сыну? Что в нём ценит?

- А сейчас я задаю вопрос нашим девочкам, какими бы они хотели видеть мальчиков?

Примерные ответы девочек: мальчики должны быть умными и деловыми, как в этом стихотворении. Мальчик должен быть крепким, заниматься спортом. Мне нравятся воспитанные ребята, которые уступят место в транспорте женщине или девочке, не сядут за стол раньше девочки, поможет выйти из автобуса, надеть пальто. Не нравятся грубияны, настоящий мальчик не должен грубить и обзываться. Мальчики должны быть вежливыми, особенно с девочками. Мне бы хотелось, чтобы мальчики дружили с девочками и защищали нас.

4.     Итог “беседы о мальчиках”

На доске появляются слова (ум, сила, воспитанность, вежливость, умение защитить)

- Мальчики, вы видите, какими вас хотят видеть девочки?

- Наши мальчики умные и сейчас вам покажут, какие они сильные, спортивные и мы проверим, кто умеет отжиматься от пола.

Конкурсное задание  «Отжаться от пола»

- Молодцы! Настоящие мужчины! Важна сила для мальчика, но ведь мужчина -это будущий хозяин, который должен много уметь: гвоздь забить, сходить в магазин, приготовить вкусный обед. Послушайте стихотворение, которое называется “Мужчина в доме” (Стихотворение-инсценировка.)

       “Мужчина в доме”

Папа на аэродроме мне сказал:

- Четыре дня будешь ты мужчина в доме,

Остаёшься за меня.

Покатился самолёт, папа вырулил на взлёт.

Я вбежал в квартиру нашу,

В кухне свет велел зажечь, усадил за стол домашних,

Произнёс такую речь:

- Бабушка, - сказал я строго, -

Бегаешь через дорогу. Знает каждый пешеход:

Есть подземный переход.

-      Ухмыляешься некстати, - пальцем пригрозил я Кате, -

Вот что, старшая сестра, мой посуду, будь добра.

-      Мама, ну а ты не очень, не грусти и не скучай.

А уходишь, между прочим, -

Газ на кухне выключай!

                                                                    Я. Аким

- Какое содержание вкладывает мальчик в понятие “Мужчина в доме”? Кому он подражает?

- Одно из самых утомительных дел в домашнем хозяйстве. А кто из наших мальчиков помогает маме чистить картошку? Проверим это.

Конкурсное задание «Самая длинная кожура»

- Мальчики, вы поняли - каким должен быть настоящий мужчина?

- В каком возрасте нужно становится настоящим мужчиной? Что для этого надо делать?

- Никогда не исчезнут с нашей земли настоящие друзья, мужественные и благородные люди, способные всегда прийти на помощь, защитить слабого; люди сильные, смелые и благородные -настоящие рыцари! Я, считаю, что наши мальчики - это будущие рыцари, они воспитаны, сильны, умны, уважают девочек и женщин. Девочки - вручите ребятам ордена - будущих рыцарей.

Вручение орденов «Будущий рыцарь»

5.      Беседа “О девочках”

- Ну, а теперь, поговорим о прекрасном. Как ни хороши наши мальчишки, но без девочек они не смогут прожить ни дня. У людей всех народов и наций, представительниц женского пола любят, окружают вниманием и заботой. А сколько различных произведений посвящено девочкам, девушкам, женщинам. Женщина - это всегда что-то прекрасное и загадочное. Посмотрите, ребята, какими художники изображают на своих полотнах женщин.

(Нежными, милыми, добрыми, красивыми)

- Спросим мальчиков: как вы думаете, какой должна быть девочка, как она должна себя вести?

Примерные ответы мальчиков: в девочке должно всё нравиться, она должна быть опрятной и аккуратной. Красиво одеваться и делать хорошую причёску. Девочка должна быть доброй, трудолюбивой, помогать маме, уважать мужчин и мальчиков. Каждая девочка - это будущая хозяйка, поэтому она должна уметь готовить, убираться, стирать, мыть посуду. Девочку хочется видеть вежливой, чтобы она не кричала, не произносила грубых слов. Мне бы хотелось, чтобы девочки были весёлые и добрые.

6.      Итог беседы о девочках.

(На доске вывешиваются слова: аккуратность, трудолюбие, вежливость, доброта, хозяйственность)

- Все наши девочки похожи на принцесс, они достойны, получить орден “Маленькая принцесса”

Вручение орденов девочкам.

- Мальчики! Посмотрите на наших девочек, какие они красивые, добрые, весёлые, опрятные и трудолюбивые. На стенде поделки, которые девочки сделали своими руками.

- Всеми мужскими профессиями успешно овладевают и женщины! Есть женщины-космонавты, хирурги, лётчики, мужественные спортсменки. Но, у каждой женщины есть самое главное предназначенье, самая важная профессия быть... Угадали?  - Быть мамой!

С первых дней с тобою мама,

Рук её тепло.

Если мама с нами рядом

Нас не тронет зло.

Мир души её высокой,

Ласка и игра.

Помни мамины уроки - мира и добра!

- Когда ваши мамы были маленькими, они, как и все девчонки, любили играть в куклы. А мы сейчас попробуем заглянуть в будущее и посмотреть, какие мамы получатся из наших девочек.

Соревнование “А ну-ка, мамочки!”

Конкурсы:

v «Запеленай малыша»: мама должна уметь быстро и красиво одеть своего малыша.

v «Ласковая колыбельная»: чтобы уложить спать малыша, нужно спеть ему колыбельную песенку.

- Молодцы, девочки и умницы, а уж какие красавицы!

- Но об этом расскажут мальчики. Каждый мальчик получил домашнее задание - подарить цветок, с которым он ассоциирует одноклассницу и постараться объяснить, почему именно с этим цветком схожа девочка.

ПРИМЕРЫ ЦВЕТКОВ:

ü Анютины глазки - она такая же яркая и у неё озорные и весёлые глаза. В тоже время она скромная девочка.

ü Ромашка - очень нежная, скромная, застенчивая. Так же, как и ромашка, радуешь взгляд.

ü Фиалка. Задумчивая, скромная, невысокая, красивая и умная.

ü Сирень - Такая же яркая, с хорошим вкусом, воспитанная, благородная.

ü Мак - Она кокетка и любит выделяться из всех девчонок чем-нибудь.

ü Орхидея. Эта девочка - загадка. Она может быть и весёлой, озорной, а иногда сидит и ни к кому не подходит, думает о чём-то своём.

ü Пион. Она яркая, пышная, немного деловая. Любит руководить, что бы все ей подчинялся. Эта девочка - как королева

ü Подсолнух. Она высокая, светлая. От неё все исходит доброта и тепло, как от солнышка.

ü Розочка. Эта девочка красивая, изысканная, иногда не много горделивая.

ü Ландыш - беленькая, скромная, застенчивая, романтичная.

ü Колокольчик. У неё звонкий голос, она весёлая и энергичная.

ü Нарцисс. Она такая же изысканная, утончённая, аккуратная и красивая.

ü Хризантема - она красивая, умная и бывает строгая, с характером.

ü Василёк. Скромная, весёлая и симпатичная.

- Какой прекрасный букет у нас получился. Мне очень хочется пожелать вам счастья, радости. Пусть на ваших лицах всегда сияют улыбки!

7.      Заключительное слово

- Сегодня мы с вами поговорили о мальчиках и о девочках. Много есть разных и похожих черт характера у мужчин и женщин. Самое главное - это уметь уважать друг друга и ладить между собой. Вам предстоит учиться вместе, и мальчики должны выполнять свой рыцарский долг, а девочки по достоинству оценивать мальчиков. И когда между вами будут дружеские отношения, то всем будет уютно и хорошо в классе.

Закончим наш классный час прекрасной песней о дружбе.

Песня «Ты, да я, да мы с тобой»

 

Классный час на тему «Гендерное равенство»

Цель:

1.     Ознакомить учащихся м понятиями «гендер», «гендерное воспитание», «гендерное равноправие»; принципами гендерного равенства, что делает возможным разностороннее личностное развитие девочек и юношей, реализацию их склонностей и возможностей; формировать знания, необходимые для освобождения от предупреждений, касающихся полов, смягчение соответствующих стереотипов;

2.     Развивать гендерную культуру как необходимое условие всесторонней самореализации; развивать правильное понимание сути моральных норм и установок в области взаимоотношении полов, в потребности руководствоваться ими во всех сферах деятельности;

3.     Стимулировать гендерное самообразование; стремление иметь крепкую семью, способность понимать других, способность учитывать и уважать специфические половые особенности в процессе совместной деятельности, способность и стремление оценивать свои действия и поступки по отношению к другим людям.

Ход мероприятия:

1.     Организационный момент.

«Изобрази своё настроение в начале урока». Ученикам предлагается на плакате, где написаны их имена, нарисовать тот смайлик, который отражает настроение ученика в начале классного часа.

2.     Основное содержание и понятие гендерного равенства.

- Услышав первый раз слова «Гендерное воспитание», многие путают его с половым. Гендер - это система ценностей, норм и характеристик мужского и женского поведения. Стиля жизни ролей и отношений между полами. Осознание человеком своей принадлежности к мужскому или женскому гендеру определяют его поведение, способ жизни, формирование личностных качеств человека. Это сложный процесс, связанный с овладение определённой гендерной ролью. И продолжается этот процесс на протяжении всей школьной жизни, где основным из знаний является преодоление возможного противостояния мальчиков и девочек, а также привитие половой культуры, правильного отношения к телу, его красоте, противоположному полу, определение своих прав и обязанностей.

- Государство и время влияют на развитие современного человека. Но это уже не соревнование между полами, это взаимодополнение, взаимопроцесс, гармония мира. Поэтому воспитываться и учиться надо вместе, вместе и преобразовывать мир к лучшему. Возможно ли это «вместе», т.е. равноправие полов, должно ли оно быть, если «да», то где и в чём оно должно проявляться. И вот на эти вопросы мы попробуем найти ответ на вопрос «Что же такое гендерное равенство?»

3.      Анализ анкет.

- А теперь посмотрим, как думаете Вы, проанализируем Ваши анкеты. Результаты анкет, проведённых ранее, в виде диаграммы и вопросы демонстрируются учащимися.

Анкета «Гендерное воспитание»

Ответьте «Да» или «Нет», как Вы считаете...

1.     Половое воспитание и гендерное - это одно и тоже?

2.      Половое воспитание стоит на первом месте?

3.      Гендерное воспитание проходит с детства?

4.    Играя в детском возрасте, мальчикам и девочкам необходимы одинаковые условия, время, смысл игры?

5.      Играя в игры, приобретают ли дети «образ - Я»?

6.    В младшем школьном и старшем школьном возрасте проходит гендерное воспитание?

7.    Влияют ли биологические данные не развитие социальных и культурных отличий?

8.    Влияет ли воспитание в семье на развитие отличий между мальчиками и девочками?

9.    Распределить по столбикам «мужчина» и «женщина» следующие качества:

Мужество

Смелость

Целенаправленность

Решимость

Умение сочувствовать

Женственность

Нежность

Романтичность Активность

Настойчивость

10.      Могут ли некоторые качества из столбика «мужчина» быть в столбике «женщина»?

11. Можно ли сказать, что если в столбике «мужчина» есть качества из столбика «женщина», то это плохо?

12. Должны ли быть равными в семейной жизни мужчина и женщина?

13. Должны ли быть равными в политике?

14. Должны ли быть равными на работе?

15. Должны ли быть равными в интеллектуальном и культурном плане?

16. В жизни быстрее адаптируются:

А) те, кто имеет в основном качества своего пола и лучшие противоположного;

Б) те, кто имеет в основном качества противоположного пола и лучшие своего;

17.      Имеет ли гендерный аспект воспитания отношение к негативному самовыражению и самораскрытию (агрессия, алкоголизм, наркомания, ранние половые отношения)?

18. Тема гендерного воспитания актуальна?

19. Какой бы Вы хотели видеть свою «вторую половину»?

4.     Диспут по заметке из книги «Сожжённая заживо» (документальная повесть, автор - Суад).

Из истории: Женщина в хиджабе (каноническая одежда мусульманки, которая покрывает всё тело. Кроме лица, кистей рук и ступней) вызывает у большинства славян либо неприязнь, либо чувство жалости. действительно, в постсоветских странах, как и на Западе, ислам считается символом жёсткой субординации женщины по отношению к мужчине. мусульманское общество испокон веков было патриархальным, как, впрочем, и христианское: мужчины возглавляли государства и были во главе семьи. Главенство мужчины над женщиной обосновывалось принципами исповедуемой религии, причём как в исламе, так и в христианстве. Тем не менее, это главенство не должно было означать ущемления прав и возможностей женщины, согласно, опять-таки, религиозным догматам.

- Изначально Бог создал мужчину и женщину равными, они жили во взаимоуважении, рожали детей. Все пророки, ещё до Мухаммеда, уважали женщин. Зато в Древней Греции, Риме, Индии и других государствах к ним относились как к рабам. В средневековой Европе велись богословские споры о том, есть у женщины душа или нет.

- В доисламские времена в арабских странах к женщине относились уважительно, мужчины были ответственны за свою семью. Но в силу особенностей исторической эпохи, обстоятельств того времени (мужчины были кочевниками, охотниками, мало времени проводили дома) они не хотели, чтобы в семье рождались девочки. Нередко девочек хоронили живьём в возрасте пяти лет - очень жестокое явление. Так было до ислама. Когда пришёл пророк Мухаммед, он сказал, что убийство девочек - очень большой грех. Не должно быть разницы между юношами и девушками. Если и возникает в мусульманском обществе неправильное отношение мужчины к женщине, то это проблема не ислама, а неправильного понимания ислама.

- Некоторые из Вас не согласны с равноправием (опираясь на результаты анкетирования). Я хочу Вам зачитать некоторые заметки из книги «Сожжённая заживо», которая является документальной повестью, а затем узнать, согласны ли Вы с таким неравноправием.

«... С той поры, как я себя помню, у меня не было ни игр, ни удовольствий. Родиться девочкой в нашей деревне - это проклятие. Мечтао свободе связана с замужеством. Покинуть дом отца ради дома мужа и больше никогда туда не возвращаться, даже если муж будет тебя бить. Если замужняя женщина возвращается в дом отца, это позор. Она не должна искать защиты нигде, кроме дома мужа, и в противном случае долг её семьи - вернуть её в дом мужа.»

«.На своей террасе я фантазировала: вот вышла за него замуж. На закате солнца он вернётся с работы. Я сниму с него ботинки и, стоя на коленях, вымою ему ноги, как моя мать отцу. Я подам ему чай, буду смотреть, как он закуривает свою длинную трубку, сидя как король перед дверью своего дома. Я буду женщиной, у которой есть муж. И я смогу пользоваться косметикой, ездить с мужем на машине и даже поехать в город. Я вынесла бы что угодно, лишь бы обрести свободу и , когда мне захочется, одной выйти за порог и пойти купить хлеба!.. »

«.Ни сёстры, ни я, ни мать не имели права высказывать своё мнение. И это было так, и никак иначе.»

«. Вот так было в деревне, где правили законы мужчины. В некоторых домах девочки и женщины бывали биты каждый день. Иногда мы слышали, как они кричат. Впрочем, это было нормально - бить, отрезать волосы или привязать в конюшне к перекладине. Просто не было другого образа жизни. Мой отец был всемогущим, как царь, который обладает, решает, бьёт и мучает. И он спокойно курит свою трубку перед домом, в котором заперты его дочери, потому что он ставит их даже ниже животных. Мужчина берёт жену, чтобы она рожала сыновей, чтобы была для него рабыней. Как и дочери, если ей выпадет несчастье родить их. Часто я думала, глядя на своего брата, которого я, как я вся семья, обожала: «Чего у него такого больше, чем у меня? Ведь он вышел из той же утробы, что и я ...»- и никогда не находила ответа. Это было так, а не иначе. Мы должны были служить ему, как отцу, ползая на коленях и опустив глаза. Я помню, что даже поднос с чаем надо было подавать мужчинам в семье подползая на коленях и считая шаги, согнув спину и не говоря ни слова. Мы не говорили. Мы только могли ответить на вопросы...»

«Был страх смерти и железные ворота, которыми замкнулось наше существование, уцелевших и покорных девочек. Мой брат ходил в школу с портфелем. Мой брат ездил верхом, ходил гулять. Мой брат никогда не ел вместе с нами. Он рос и взрослел, как должен взрослеть мужчина, свободный и гордый, обслуживаемый своими сёстрами, как принц. Я ничего не знала о жизни вне дома, я не знала, что он учит в этой школе, что он видел и что делал в городе.»

« Мой брат был убийцей, но это не имеет в моей стране никакого смысла, когда речь идёт об умерщвлении женщин. Мужчины имеют право решать. Жить или умереть их женщинам.»

5.     Дискуссия учащихся «Я за равенство...»

Давайте теперь обсудим: кто за равенство полов, а кто нет? Но при этом будем придерживаться наших правил:

•      На дискуссии не должно быть молчунов, каждый активный участник;

•      Говорю о том, что думаю;

•      Конкретность и лаконичность - залог успеха выступления;

•      Критикую не товарища, а его точку зрения;

•      Не высмеиваю его, не поучаю;

•      Не обижаю репликами, аргументами.

6.     Рефлексия.

Согласны ли Вы со следующими высказываниями?

«СОГЛАСЕН» - синий жетон

«НЕ СОГЛАСЕН» - красный жетон

Муж - добытчик, жена - берегиня.

Семья должна быть патриархальной.

Семья должна быть матриархальной.

Семья должна быть эгалитарной.

Руководящие должности должны занимать только мужчины.

Руководящие должности должны занимать только женщины.

Руководящие должности должны занимать как мужчины, так и женщины.

В политике должно быть 50% мужчин, и 50% женщин.

Мужчины и женщины должны быть равны не всегда.

Мужчины и женщины должны быть равны всегда.

7.      Завершение «Изобрази своё настроение в конце урока»

Ученикам предлагается на плакате, где написаны их имена, нарисовать тот смайлик, который отражает настроение ученика в конце классного часа.

 

Цикл занятий по гендерному воспитанию
школьников (начальные классы)

Занятие: «Девочки — будущие мамы»

Цель: понимание ребёнком роли матери. Знакомство с механизмом рождения. Подготовка девочки к будущей роли матери.

Ход занятия

Беседа.

Мама! Самое прекрасное слово на земле — мама. Это первое слово, которое произносит человек. Когда- то ваша мама была как вы девочкой. Потом она выросла. Встретилась с мужчиной, и они полюбили друг друга. Папа подарил маме кольцо и они поженились. Вы знаете, что такое свадьба? Видели ли вы когда-нибудь жениха и невесту? Вскоре им захотелось, чтобы у них появились сынок или дочка. Однажды папа нежно поцеловал маму, крепко­крепко прижал её к себе и... что, вы думаете, произошло?

Внутри мамы начал расти ребёночек. Настал день, когда он родился. Этот день называют Днём рождения. Знаете ли вы когда у вас День рождения?

Дома появился маленький малыш, и папа с мамой, отдавая ему сою любовь и нежность, следили за тем, как он растёт и развивается. Мама очень бережно относилась к малютке, на руках качала его и пела ему колыбельные песенки. Кормила его из маленьких бутылочек. Рассказывала ему забавные стихи и читала сказки. А потом учила любить природу, уважать старших. Ребёнок постепенно рос и становился взрослым.

Вот и вы, девочки, — будущие мамы. Что значит быть нежной? Как вы понимаете, что такое любовь? Как заботиться о маленьких?

Упражнение «Ласковое»

Ребёнок-мама говорит ласковые слова о своём воображаемом ребёнке (кукле).

«Моя сказка»

Девочкам предлагается придумать сказку на тему «Я — будущая мама»

Чтение:

-         Н.Найдёнова «Мама»

-         С.Маршак «Усатый — полосатый»

-         С. Михалков «Важные дела»

Занятие: «Мальчики - будущие мужчины»

Цель: способствовать понимаю ребёнком роли мужчины и формированию у него мужественности. Воспитывать уважение к окружающим, заботу о них. Воспитание мужского характера.

Ход занятия:

Беседа.

Всё может родная земля: накормить тёплым хлебом, напоить родниковой водой, удивить своей красотой. И только защититься она не может. С давних лет так повелось: как только на нашу землю приходил враг, все русские люди

-       стар, и млад - поднимались на борьбу. Русские воины всегда славились мужеством и отвагой. Это были настоящие русские мужчины. Кто они настоящие мужчины? Кого должны и защищают мужчины? Какие обязанности и поручения берут на себя? Как должны вести себя настоящие мужчины по отношению к девочкам, женщинам, старикам? Какие качества должен воспитывать в себе мужчина? Мужчина должен быть твёрдым. Убить лень, одолеть все причины, мешающие довести принятое решение до конца, и заставить сделать то, что не хочется, -для этого нужна твёрдость. Мужчина должен быть решительным. Решения должны быть мгновенными и точными. А что значит быть смелым? Мальчишка должен всегда даже в самых трудных случаях жизни, отстаивать правду, приобретать смелость ума. На спортивных занятиях, с любовью к физкультуре приобретается смелость тела.

Мальчикам предлагается придумать ситуации, в которых проявятся лучшие мужские качества ( решительность, смелость, твёрдость, уважение, забота, преодоление трудностей, сила, выносливость.)

Упражнение «Волшебники» Предлагаемые ситуации:

-       вы занимаете место в автобусе, на остановке вошла женщина с младенцем, ваши действия;

-       бабушка с клюкой не может сойти со ступенек автобуса, что вы предпримете;

-       вы видите женщину с девочкой, у которой в руках тяжёлая сумка с покупками, что вы сделаете;

-       вы проходите мимо ребят, которые обижают девочку. Мальчики предлагается проинсценировать ситуации.

Закончи предложение:

-         когда я вырасту, я буду...

-         самое интересное — это.

-         моё самое любимое дело.

-         мама сердится, если.

-         мой лучший друг.

-         мама меня хвалит за.

-         я радуюсь, когда.

-         быть вежливым, значит.

-         проявление мужественности - это.

-         настоящий герой - это.

Чтение

•    К.Д. Ушинский «Сила не право»

•    Сказка «Два брата»

•    Е. Пермяк «Для чего нужны руки»

•    В.Осеева «Сыновья»

•    В.Бороздин «Тренировки»

 

Занятие «Чем похожи наши мамы? Чем похожи наши папы?»

Цель: Формировать умение выделять существенные сходства и различия между представителями разного пола. Воспитывать любовь к близким людям, уважение к их труду. Помочь ребёнку выразить свои чувства к близким ему людям.

Ход занятия:

Беседа:

Учитель говорит детям, что у каждого из них есть семья, есть мамы, папы, бабушки, дедушки. Братья и сёстры. Детям предлагается, рассматривая фотографию своей мамы *(своего папы) рассказать, какая у него мама (папа)? Чем они занимаются? После того, как ответят все дети, учитель задаёт им вопрос:

J Чем похожи наши мамы(папы0?

J Какие обязанности по дому выполняют все мамы (папы)?

J Какие внешние признаки их объединяют?

J Какие качества присущи всем мамам (папам)?

J Кем вы будите, когда вырастите?

Выслушав ответы детей, учитель подводит итог, что все мамы и папы занимаются домашним хозяйством, воспитывают детей, ходят на работу. Все мамы и папы любят своих детей, заботятся о них.

Игра: «Кто в доме хозяин?»

Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съёмные, вставляются в середину.

Ученикам предлагается написать на 1 лепестке обязанности, которые выполняет мама, на 2 лепестке - обязанности, которые выполняет папа. Затем ребята поочереди проговаривают написанное и составляют «цветок семейных обязанностей».

Игра «Дом добрых дел».

Материал: конструктор.

Ученикам предлагается из деталей конструктора построить большой дом, проговаривая при этом добрые поступки и дела, которые они совершают, помогая своим родным и близким (поливают цветы, подметают пол, ухаживают за животными, «воспитывают» младших сестёр и братьев, чинят игрушки и др.). В конце рассматривают, какой большой дом мы построили. Сколько добрых дел мы можем сделать!

 

Психологическая игра для родителей «Два взгляда на воспитание ребёнка»

Цель:

1.     Демонстрация в ходе игры родителям двух взглядов на воспитание детей - мужского и женского.

2.     Учёт противоположного мнения в привлечении отцов к делу воспитания ребёнка.

Задачи:

•      Определить взгляды в вопросе воспитания с точки зрения пап и мам.

•      Разработать рекомендации для родителей в целях уважения личности ребёнка.

Участники игры:

•      Ведущий - педагог

•      Родители - обязательно присутствие 2 супругов полных семей.

Методическое обеспечение:

Рекомендации для раздачи участникам игры.

Разработка методики проведения игры.

Методическое обеспечение:

•      2 стола, стулья по количеству родителей.

•      Бумага и карандаши для работы в группах.

•      2 доски для демонстрации ответов групп.

Правила игры:

•      Ведущий задаёт вопрос. В группах идёт обсуждение (ведущий каждый раз объявляет время выполнения задания). Затем представитель от каждой группы высказывает мнение группы по данному вопросу. Ведущий подводит итог высказанным мнениям.

•      В игре нет зрителей. Все участники.

•      Выступления должны быть корректными, мнение каждого участника заслуживает уважения.

Ход игры:

Приветствие участникам игры. Знакомство родителей с целью собрания. Краткое выступление по теме. Участники делятся на 2 группы - группа пап и группа мам.

Ведущий: Как вы понимаете высказывание «Дети - цветы жизни». (Участники игры высказывают своё мнение).

- Да, рассуждая о воспитании детей, мы, взрослые понимаем: дети - это и разные темпераменты, и разные характеры. Но ещё мы понимаем: дети - это мальчики и девочки. При этом вся система школьного воспитания - сплошное царство женщин. В общем -то ничего страшного в этом нет: во- первых, женщине самой природой определено находиться рядом с маленькими детьми, во-вторых, работа в школе требует неимоверного терпения, заботы, аккуратности и даже консерватизма (качества, которые вряд ли стоит искать среди мужских добродетелей). Наконец. Чего так скрывать, профессия учителя мало оплачиваема, а потому и не входит в разряд престижных, мужских. Подумаешь, вроде всё верно - в школах должны работать женщины. Да и приходится ли удивляться, если женщины активно осваивают истинно мужские профессии - сварщики, водители, военные и мн. др. мужчины же уступают под таким натиском, при этом отстраняясь и от воспитания детей. Однако непонятно только, почему всё чаще одолевает всех нас - и родителей, и педагогов, да и просто обычных граждан какая-то странная ностальгия по мужскому воспитанию. По такому, где главное - научить ответственности и решительности, сдержанности и широте души, умению справляться с собственными страхами, быть сильным и справедливым. Собственно говоря, всему этому могут научить и женщины, но просто у мужчин получается лучше.

1.     Внимание! Первый вопрос обеим командам. Напишите, какими качествами, на ваш взгляд, должна обладать девочка, а какими - мальчик. Участники записывают качества на листах, разделённых на 2 половину. По окончании времени представитель команды зачитывает качества, листы вывешиваются на доске. Ведущий: Как мы с вами видим, и мамы и папы наделяют разными качествами мальчиков и девочек.происходит это потому, что у них по-разному организованы психические процессы. По- разному функционирует мозг. Мы, взрослые, тоже дети природы и интуитивно чувствует разницу в зарождающейся психике. И немного по разному разговариваем с сыном и дочкой, используем немного отличающиеся жесты и мимику.

2.     Вопрос второй: Представьте, что у вашего ребёнка день рождение. Напишите, как вы устроите ребёнку этот праздник. Так как именно вам хотелось бы. Участники записывают качества на листах. По окончании времени представитель команды зачитывает качества, листы вывешиваются на доске. Ведущий: Праздник для ребёнка - это всегда эмоции. И порой от взрослых зависит, какие эмоции испытывает ребёнок во время праздника - радость или разочарование. И ребёнку особенно радостно, если это праздник ему дарят родители. Но, согласитесь, что праздник, устроенный папой запоминается надолго. Конечно, если в его проведение вложена душа. Это не означает, что папы должны тут же бросить развлекать детей. Но как мы видим, помощь пап так необходима мамам, поскольку некоторые вещи у пап всё же получаются лучше.

3.     Третий вопрос: Я предлагаю немного отдохнуть и поиграть. Предлагаю папам и мамам пойти за покупкой игрушки для своего ребёнка. Но есть одно условие: папы выбирают игрушку для девочки, а мамы для сына - затем один представитель от команды должен аргументировать свой выбор, с точки зрения развития психики ребёнка. Участники отправляются за «покупками». По окончании времени представитель команды обосновывает свой выбор. Ведущий: Мы выяснили, что все дети развиваются по-разному. И уже к году развития в развитии психики мальчиков и девочек достигают такого высокого уровня, что проявляются в поведении, в такой сложной деятельности как игра. Игра сопровождает ребёнка на всём пути роста и развития, в неё формируются зачатки учебной деятельности. Игрушки же - это предмет игры, и также имеют значение для психического развития. Вот почему к их выбору необходимо подходить с ответственностью. Игрушка может вызвать у ребёнка самые разные чувства: радость, печаль, страх, агрессию и др. Чем старше становить ребёнок, тем очевиднее меняется вид игрушки и предъявляемые к ней требования. Папы и мамы понимают это и пытаются покупать игры соответственно возраста детей и тому, что они хотят развить в своём ребёнке. Но чаще всего дети в эти игры играют сами, со старшими братьями или сёстрами, родители считают исполненным свой долг, и, как правило, в играх участие не принимают. Хотя и у мам, и у пап большой багаж различных игр.

4.     Четвёртый вопрос: Вспомните и запишите название игр, в которое вы играли, будучи детьми. Участники записывают названия игр на листах. По окончании времени представитель команды зачитывают игры, листы вывешивают на доске. Ведущий: Как приятно вновь почувствовать себя ребёнком. Но в жизни детей случается, что им необходима помощь и забота взрослых.

5.     И наш пятый вопрос: предлагаем папам нарисовать принцессу для дочки, а мамам машину для сына. Участники игры выполняют задание. По окончании времени поделки выставляются для общего обозрения. Ведущий: Как порой мы бываем, несправедливы друг к другу. Согласитесь: ведь порой и матери, и отцы справляются с любой, на наш взгляд нетипичной работой. Особенно если это касается интересов ребёнка. Тут любой родитель готов пожертвовать многим ради счастливых, сияющих глаз своего малыша. Поэтому, может не стоит мамам всегда и во всем быть впереди. Ведь наш сегодняшний разговор показал. Что обе стороны родителей не отталкиваютодна другую, а наоборот, хотят добиться в воспитании одного - воспитать ребёнка личностью. Просто каждый видит решение этого вопроса по-своему. Так давайте советоваться, прислушиваться друг к другу.

Раздача рекомендаций родителям. Прощание.

Рекомендации родителям

•      Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребёнок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.

•      Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников-мальчиков.

•      Помните, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина - девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними - неверно и бесполезно.

•      Если вам надо отругать девочку, не спешите выказывать своё отношение к ней - бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что её ругают. Сначала разберите, в чём её ошибка.

•      Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, т.к. он не может длительно удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребёнок перестанет вас слушать и слышать.

•      Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого «эмоционального» полушария мозга). Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально (снижение активности левого «рационально-логического» полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.

•      Мы часто любим в ребёнке результаты своих трудов. А если результатов нет, виноват не ребёнок, а мы, потому что не сумели его научить. Бойтесь списывать свою некомпетентность, свои неудачи на ребёнка. Это вы родитель, а не он. К сожалению, мы любим тех, кого умеем научить.

•      Помните: для ребёнка чего-то не уметь, чего-то не знать - нормальное положение вещей. На то он и ребёнок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребёнком своё превосходство в знаниях.

•      Признайте за ребёнком право на индивидуальность, право быть другим.

• Для успешного воспитания мы должны превратить свои требования в хотения ребёнка.

Тренинг по гендерному воспитанию «Два полюса, два материка»

(для учащихся 8-9 классов)

Цель: гендерное воспитание подростков; развитие навыков конструктивного общения, культуры взаимоотношений, умения слушать и высказываться на различные темы, развитие эмпатии.

Задачи:

-         создать условия для открытого, прямого диалога (общения, обмена мнениями, информацией) для учащихся по заданной теме;

-         улучшить представление об особенностях восприятия представителей противоположного поля;

-      улучшение представления подростков о поло-ролевых стереотипах.

Материал и оформление:

Две коробки, в каждой - небольшие чистые листочки по количеству участников, 2 чистых листа бумаги ф. А4, ручки (карандаши) по числу участников, стулья, плакат с изображением китайского знака «Инь-Ян» (возможны варианты), две свечи, ваза с цветами, карточки с незаконными предложениями на тему взаимоотношений полов, 2 списка для работы в группах (см. приложение), музыкальное сопровождение (инструментальная, романтическая музыка), маленький мяч.

1 занятие

На доске (стене) крепится плакат с изображением символа «Инь-Ян», по краям от плаката или отдельно на столе устанавливаются две романтические свечи для создания настроения, ваза с цветами. Учащиеся рассаживаются в круг на стульях.

Вводная часть. Вступительное слово ведущего о цели занятия, значении общения в нашей жизни, особенно между мужчинами и женщинами, о важности знания психологии противоположного пола и умения конструктивно строить эти взаимоотношения и т.п. Можно обратить внимание детей на плакат, на этнокультурные примеры по данной теме, на то, что многое в мире создано на основе (при творческом участии) парности (полярности), на важность гармонии и понимания во взаимоотношениях и т.п.

«Знакомство». Участники передают мячик по кругу, по очереди называя своё имя и заканчивая фразу «Я хотел бы узнать...»

«Рыба». Ведущий обращает внимание на ожидания учащихся, которые они высказали, и предлагает ближе познакомиться с мнением каждого на различные гендерные темы. Для этого он предлагает коробочку с карточками - «незаконченными предложениями», которую участники передают по кругу, вытягивая карточки и заканчивая вслух фразу, написанную на карточке (см. приложение).

«Мальчики - налево, девочки на право». Девочкам и мальчикам предлагается разделиться на две команды. Команде девочек и команде мальчиков ведущий выдаёт ручки и карандаши и по коробочке с чистыми листочками, на которых они записывают свои самые разные вопросы, обращённые к другой команде (мальчики - девочкам и наоборот). В течение этой работы звучит музыка.

«Горячий стул». В центре круга устанавливается «горячий» стул (можно 2, если учащимся сложно решится на «одинокое» выступление), и приглашается на него доброволец (или 2 добровольца). Лицом он поворачивается к противоположному «лагерю» и берёт коробочку с их вопросами, т.е., например, девочка на «горячем» стуле вытягивает из коробочки мальчиков их какой- то вопрос и отвечает на него. К ответу сидящего на стуле могут подключаться и дискутировать или дополнять и остальные участники круга. После того, как даны ответы на 2-3 вопроса, на стул приглашается следующий участник и так же отвечает на 2-3 вопроса, затем следующий и т.д. Можно чередовать и приглашать на стул то мальчика, то девочку. Упражнение продолжается до тех пор, пока не закончатся вопросы (около 30-40 минут).

«Рефлексия». Передавая мячик по кругу, подростки отвечают на вопросы: «Что сегодня на занятии больше всего понравилось? Что не понравилось?» (10 минут).

2 занятие

Оформление - то же.

Вводная часть (10-15 мин.). Ведущий напоминает о предыдущем занятии и нацеливает учащихся на продолжение работы. Далее учащиеся по кругу передают мячик и заканчивают фразу: «О психологии людей противоположного мне пола я знаю на ...%» (каждый даёт своим познаниям процентную оценку). После этого ведущий благодарит и предлагает проверить свои знания в области из первых уст. Для этого участникам предлагается следующее упражнение.

«Мальчики - налево, девочки - направо» Как и на прошлом занятии, участники делятся на команду мальчиков и команду девочек. Каждой команде предлагается список заданий (см. приложение). Каждая команда сообща записывает коллективные ответы на задания. Во время выполнения этого упражнения звучит музыка.

«Горячий стул: Почувствуй разницу» В центре круга на «горячий» стул приглашается доброволец. Если на «горячем» стуле девушка, то юноши задают ей вопросы из своего списка, она отвечает (возможна помощь и поддержка, дополнения других девушек). Когда от девушек получены ответы на все пункты списка заданий, юноши зачитывают собственные, коллективно составленные в группе ответы на те же вопросы. Результаты сравниваются, идёт дискуссия, обсуждение. Затем та же процедура («горячий стул», обсуждение и т.д.) проводится с участниками другой команды.

Подведя небольшой итог предыдущей работе, ведущий предлагает участникам следующее упражнение: «Вы только что увидели на собственном примере, как бывает трудно услышать и понять другого человека, ка по-разному, порой, смотрят мальчики и девочки на одну и ту же вещь, проблему, событие. А способность принимать, понимать и уважать другую личность и его мнение очень важно для хороших взаимоотношений, я том числе и для тех, кто окажется вашим спутником в будущем. Давайте попробуем представить, какой может быть ваша собственная семья и взаимоотношения между её членами»

«Скульптура семьи» Приглашается добровольный участник. Инструкция: «Вам предстоит создать живую скульптуру своей будущей семьи, ставя на место его членов своих одноклассников. Свою роль (жены/мужа) вы можете играть сами, а можете также назначить кого-то из товарищей. Итак, какой будет ваша семья? Сколько членов семьи, кто они, какие, чем занимаются? Попытайтесь передать характер взаимоотношений между членами семьи. Например, если жена обладает властью, попросите её стать на стол, «слепите» мимику её лица, используйте жесты, позы. Если муж и жена находится в тёплых, дружеских (любящих) отношениях, попросите их обнять друг друга или взяться за руки. Какие у них взаимоотношения с детьми, другими родственника (если они есть)? Вы можете использовать любое пространство комнаты, предметы, всё, что необходимо для вашего творчества». Когда скульптура готова, можно спросить её «составные части», как они себя чувствуют, нравятся ли им их роли, нравится ли скульптура, подробные вопросы нужно задать и самому скульптору, спросить, не хочет ли он что-нибудь изменить. Если есть время и желание у других учащихся, можно создать несколько таких скульптур. Если детей много (большой класс), можно параллельно создавать две скульптуры.

«Рефлексия» Передавая мячик по кругу, подростки отвечают на вопросы: «Лично я для себя на занятиях узнал (или открыл)...» или «Самым интересным (важным) для меня на этих занятиях было.»).

Ведущий благодарит всех за участие и откровенность и прощается с ребятами.

Примечание: Как вариант, в качестве рефлексии (или ка дополнение) можно использовать следующее упражнение:

«Вертушка впечатления»: каждому участнику выдаётся небольшой (7см х 30см) лист бумаги, ручки. Внизу лист нужно подписать (фамилия, имя). В центре круга участников ведущий устанавливает табличку с надписью: «какое впечатление производит этот человек, что в нём есть привлекательного, приятного?». Далее он объясняет, что сейчас свои листики все будут передавать по кругу, и тот, кто получит чей-то лист (снизу подписанный) в верхней его части отвечает на табличке вопрос и записывает своё впечатление о том человеке, листок которого к нему пришёл. Написав, он загибает сверху листок, закрывая свою надпись, и передаёт его дальше. Следующий участник записывает своё впечатление о человеке ниже и также загибает лист и передаёт его и т.д., пока лист не вернётся к хозяину.

Приложение

Примеры карточек-«незаконченных предложений»:мне кажется. Что лица противоположного пола...; я считаю, что настоящий мужчина - это тот, кто ...; я не люблю, когДа юноши (Девушки) ...; я считаю, что любовь и секс.; ревность - это .; любовь - это .; я не понимаю, поему юноши (Девушки).; с лицами противоположного пола у нас много общего, например.; главное Для Девочки - это.; в своей буДущей семье я.; я мечтаю. и т.п.

Список заданий для мальчиков

Список заданий для Девочек

Коллективно закончите следующие фразы (дайте ответы):

*назовите 5 причин, почему девушки могут не вызывать симпатий (не нравиться).

назовите 5 причин (качеств), по которым девушка всегда будет симпатична,                        интересна,

привлекательна.

назовите основные причины, по которым, как вам кажется, юноши (т.е. вы) нравитесь и не нравитесь девушкам.

девушки не правы, когда думают ... мы никогда не согласимся на ... (с тем, что .)

*мы бы хотели пожелать девушкам

Коллективно закончите следующие фразы (дайте ответы):

*назовите 5 причин, почему юноши могут не вызывать симпатий (не нравиться девушкам).

назовите 5 причин (качеств), по которым парень всегда будет симпатичен,                        интересен,

привлекателен.

назовите основные причины, по которым, как вам кажется, девушки (т.е. вы) нравитесь и не нравитесь юношам.

юноши не правы, когда думают .

мы никогда не согласимся на . (с тем, что .)

*мы бы хотели пожелать юношам .

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.