Отдел по образованию Поставского райисполкома
Государственное учреждение образования
«Новодруцкая ясли-сад-базовая школа»
Деловая игра
«Бережливость и экономия – залог богатства страны»
(V – VII кл.)
Заместитель директора по
учебно-воспитательной работе
государственного учреждения
образования «Новодруцкая ясли-
сад-базовая школа»
Кенько Марина Александровна,
первая квалификационная
категория
тел. +375 (33) 6481890
аг. Париж, 2021
Деловая игра
«Бережливость и экономия – залог богатства страны»
Данная разработка подготовлена для учащихся V-VII класса. В работе «Бережливость и экономия – залог богатства страны» представлен материал для проведения внеклассного мероприятия, посвященного практическим энергетическим решениям, экономии электроэнергии, который будет способствовать воспитанию экологического сознания у детей и навыков экологически устойчивого и безопасного стиля жизни.
Цель: формирование у обучающихся культуры энергосбережения, экологической культуры на основании общеобразовательной подготовки; формирование способности видеть и решать социально-экологические проблемы; воспитание гражданской позиции.
Задачи:- активизировать познавательную деятельность учащихся необходи-
мостью стать в положение выбора решения, выбора точки зрения,
действия, опираясь на свою практику.
- разъяснить значение энергоресурсов, воды для человека, убедить в
необходимости сбережения природных ресурсов.
- воспитывать у учащихся бережное отношение к природе, трудолюбие,
чувство уважения к науке и её достижениям.
Основной вопрос (проблема): экономное использование энергии.
Направления самостоятельных исследований учащихся в работе:
поиск интересной информации по теме;
подбор стихов, сказок.
Прогнозируемый результат: учащиеся должны приобрести опыт практической деятельности, а именно: применять изученные правила эффективного энергопользования в быту.
Оборудование: плакат «Быть бережливым, значит жить в богатой стране», плакаты с рисунками: «Вода», «Тепло», «Электроэнергия», наборы картинок с изображением капли, костра, лампочки.
Участники: три группы учащихся V-VII кл.
Учитель
Кромсаем лед, меняем рек теченье,
твердим о том, что дел невпроворот…
Но мы еще придем просить прощенья
у этих рек, барханов и болот.
У самого гигантского восхода,
у самого мельчайшего малька…
Пока об этом думать неохота,
сейчас нам не до этого пока.
Аэродромы, пирсы и перроны,
леса без птиц и земли без воды…
все меньше окружающей природы.
Все больше – окружающей среды.
Роберт Рождественский
Сегодня человек начинает задумываться над тем, какую роль он играет в развитии Земли. Он оценивает то, что было им создано за всю историю существования человечества, и пытается найти оправдание тому, что он видит вокруг.
Наша Земля – это остров в океане вселенной. Сегодня человечество подошло к той черте, когда от разумного решения многих людей и каждого из нас в отдельности зависит будущее нашего острова.
Как вы знаете экономическая ситуация в любом государстве определяется рядом факторов, в первую очередь уровнем экономического образования (знания проблем окружающей среды) и наличием действующего законодательства.
Природные ресурсы – это богатства природы, которые человек использует в жизни и производственной деятельности. Развитие человеческого общества во все времена было связано с использованием разных ценностей природы (солнце, вода, полезные ископаемые и др.).
Непродуманные и неконтролируемые действия в отдельных регионах Земли приводят к изменениям в природе не только локального, но и глобального характера.
Величина неправильного воздействия на природу обязательным образом предопределяет характер ответной реакции окружающего мира на человека.
В условиях Беларуси взаимоотношения человек-природа осложнены последствиями Чернобыльской аварии, мелиорацией земель, добычей полезных ископаемых (калийные удобрения) и другими нерациональными и научно не обоснованными действиями. Следствием радиоактивных и химического загрязнения среды является заметное ухудшение качества воздуха, воды, почвы и продуктов питания.
Особенно важным на современном этапе развития общества является проблема бережного отношения к природным ресурсам.
Поговорим сегодня о трех необходимых человеку факторах- это «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ», «ТЕПЛО», «ВОДА».
ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ
1 ведущий
Начнем с электроэнергии. Девиз «Беречь энергоресурсы, которые дает нам природа»
Запасов хватает только на 800 лет.
Чтоб не было неизвестности необходимо природные богатства беречь?
Энергетика – основа современного хозяйства. Природные ресурсы, которые используются для получения энергии, называются энергетическими. Для производства электроэнергии используют уголь, нефть. Природный газ, торф, ядерное топливо, дерево.
Откуда берется электричество?
Машины-генераторы на электростанциях вырабатывают электрическую энергию.
А при помощи чего работают генераторы электрического тока?
(при помощи воды, пара, атомной энергии, реже энергии ветра, солнечной энергии)
Какие вы знаете электростанции?
(тепловые, гидроэлектростанции, атомные)
Известно, что 1 лампочка за 10 часов (включ.) расходует 1 киловатт электроэнергии
Задание 1. /запишите/
Какие электроприборы у вас есть дома
Подчеркните те приборы, которые на ваш взгляд употребляют наибольшее количество энергии.
(Примеры: телевизор, холодильник, утюг, магнитофон, видеомагнитофон, электролампочка, мобильный телефон, телефон с определителем номера, фен, плойка, электробойлер, пылесос, элетрообогреватель)
Задание 2.
Запишите, какие действия можно предпринять, чтобы сэкономить электроэнергию (зачитать).
(из люстры выкрутить лампочку, выходя из комнаты гасить свет, не оставлять включенной без надобности электроаппаратуру, в светлое время суток не включать искусственное освещение и т. д.)
Вывод: сэкономим электроэнергию – сэкономим природные ресурсы.
ТЕПЛО
2 ведущий
В Белоруссии топлива не много. Используется: древесина, торф, каменный уголь, отходы нефти, газ. Газ (голубое топливо) закупаем из ближнего зарубежья. За всё надо платить деньги, соответственно данные природные ресурсы надо экономить. На земле насчитывается 3000 угольных бассейна. Занимают 15% всей суши. Находятся в 75 странах. На земле 600 нефте-газовые бассейна. Разработаны 450. Голубой газ – самый дешёвый вид топлива.
Задание 1. /запишите/
Какими способами вы получаете зимой тепло в ваших квартирах
(центральное отопление (радиатор), печное отопление (дрова, брикет, уголь), электрообогреватель)
Задание 2.
Какими способами можно сэкономить полученное тепло
(линолеум, ковёр на пол, закатать шторы на подоконник, оклеить окна, вставить двойные рамы, стеклопакеты, утеплить дверь, плотно закрывать дверь, поставить счётчики тепла)
ВОДА
3 ведущий
Высказывания знаменитостей
- Все элементы мира, сам мир и то, что в нём рождается. Возникает из воды. И в неё же всё возвращается. (Фалес)
- Основа всего живого – зелёная жизнь _ без воды не существует (В.И. Вернадский)
- Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая. Что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь. (Антуан де Сент – Экзюпери)
- Всё хорошо в природе, но вода – красота всей природы. (С. Аксаков)
А природная мудрость гласит:
- Где кончается вода - там кончается земля.
Льётся дождь из серой тучи,
Водопад с широкой кручи.
Чайник на огне стоит –
Пар из носика валит.
Она в капельках росинок,
Она в прелести снежинок.
Из тумана, изо льда
Получается вода
Учёные абсолютно правы: нет на Земле вещества более важного для нас, чем обыкновенная вода, и в то же время не существует другого такого вещества, в свойствах которого было бы столько аномалий, сколько в её свойствах.
Почти 3\4 поверхности нашей планеты занято океанами и морями. Твёрдой водой – снегом и льдом – покрыто 20% суши. От воды зависит климат планеты. Земля давно бы остыла и превратилась в безжизненный кусок камня, если бы не вода. Нагреваясь, она поглощает тепло, остывая. Отдаёт его. Но не только поэтому мы считаем воду жизненно важным веществом. Дело в том, что тело человека почти на 2\3 состоит из воды (80%). Практически все реакции в каждой живой клетке – это реакции в водных растворах.
Задание 1.
Приведите примеры «Для чего нужна вода» (пища, растения, техника и т.д.)
Какие мероприятия необходимо провести, чтобы сэкономить воду (закрыть плотно краны, делать поменьше напор воды, поставить счётчик учёта расхода воды и т.д.)
Интересно знать:
- 14,5 литра воды вытекает за сутки через один не плотно закрытый кран
- 1 минута в душе – 15 литра воды
Задания по группам: Сочинить мини-рассказ (сказку) на тему:
- Если в доме исчезла вода;
- Если в доме исчезло тепло;
- Если в доме исчезла электроэнергия
Задания по группам: На столах есть эмблемы всех рассмотренных сегодня необходимых человеку факторов. Пожалуйста прикрепите соответствующую эмблему, с объяснением «Я берегу ……………. потому, что ………….»
Подведение итогов. Рефлексия.
Вышли по группам, скрепили вверху по правой руке в виде конуса (дом).
Пару слов, фраз на завершение деловой игры по теме «Значение воды», «Значение тепла», «Значение электроэнергии».
Список использованных источников
- Ситникова, И.А. Дидактические и методические материалы по энергосбережению: Практический материал/ Составитель И.А.Ситникова. – Витебск, 2006.
- Борисевич, А.Р. Эколого-педагогический поиск: Пособие для учителей, классных руководителей/ Под ред. Н.К.Катович. – Мн.: ИВЦ Минфина, 2005.
- Лопух, П.С. Человек и мир: учебное пособие для 5 класса учреждений общего среднего образования/ П.С.Лопух, - Минск: Народная асвете, 2016.
- Лопух, П.С. География: учебное пособие для 8 класса учреждений общего среднего образования/ П.С.Лопух, - Минск: Народная асвете, 2019.
- Брилевский, М.М. География Беларуси: учебное пособие для 9 класса учреждений общего среднего образования/ М.М.Брилевский, - Минск: Народная асвете, 2019.
- Ресурсы сети интернет.
https://itc.ua/articles/solnechnyie-batarei-kak-eto-rabotaet/